“С самого сотворения мира и вплоть до пятнадцатого столетия христианской эры зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека во всех стадиях его разви­тия — как существа физического, так и существа духовного”.

Виктор Гюго.  “Нотр-Дам де Пари”

 

          Роду человеческому принадлежат две книги две летописи два завещания — зодчест­во и книгопечатание, библия каменная и библия бумажная. Бесспорно, когда сравниваешь эти две библии, так широко раскрытые в веках, то неволь­но думаешь о неоспоримом величии гранитно­го письма, об этом исполинском алфавите, при­нявшем форму колоннад, пилонов и обелисков, об этом подобии гор, сложенных руками челове­ка, покрывающих все лицо земли и охраняющих прошлое, — от пирамиды до колокольни, от вре­мен Нечерехета  (Джосера)  до  создания Страсбургского со­бора. Следует перечитывать прошлое, записанное на этих каменных страницах.

        В наши дни некоторые люди совсем не признают религию, в то время как некоторые, кто всё же её признаёт, склонны изолировать её как отдельный аспект их жизни. И то и другое отношение к религии невозможно было себе представить в древние времена. Для человека в древности религия была не необязательным дополнением жизни, а скорее аспектом существования, который составлял основу всей его жизни. В современном мире мы стараемся провести чёткие границы между гаданием, магией, религией, богословием и этикой. Такое разграничение нелегко поддерживать даже в наши дни, а в древние времена это было почти бессмысленно. В древнем мире всё это было элементами одного большого целого. И именно об этом целом, не разделённом строго на современные категории, мы попытаемся здесь рассказать. Мы попробуем заново  перелистать страницы каменной библии и дать ответ, как она создавалась, какие государства и какие личности строили эту библию, а также постараемся ответить на вопрос, что всё таки произошло,  что к началу XV столетия эта великая Каменная религия канула в бездну и некогда всемогущий Камень превратился в змеиный или чёртов, что  Данте Алигьери  поместил его в седьмой круг ада в своей “Божественной комедии”, что плохие герои стали превращаться в камни, что Камень занял трон Люцифера.   

        Так что же такое Дом Божий?  На греческий язык переводится как церковь, а храм, от слова “храмина” означает здание, дом. Храм называется церковью, т.е. Домом Божиим, потому что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом, точно живёт в своём доме. В Божьем Доме во все времена совершались и совершаются религиозные ритуалы, которые у всех народов свои. Нас будут интересовать не ритуалы, хотя мы их тоже будем касаться, а сами здания, т.е. храмы, и мы  постараемся понять,  что же заставляло одних  людей строить их из Камня, а других строить из Кирпича.  

          Храмы считались  местом творения и во многих случаях отождествлялись с землёй света, где происходило творение. После постройки, храм оживляли с помощью ритуалов, которые воспроизводили сотворение мифического храма, возникшего в начале мира. Таким образом, храм становился мифическим. Как сказано в надписях храма в Филае (Египет): ”Этот храм воссуществовал, когда ничего не существовало, и земля еще лежала во тьме и неизвестности”.

         Какой же он был первый храм? К сожалению, информации дошло до нас немного. По текстам Эдфу (Древний Египет), которые перевела Ив Реймонд в 1969г., первый храм, посвященный Соколу, был построен на “земле основания”, которая поднялась из вод в Первое время. Эта прото – земля изначальна была сотворена в виде затопленного тростникового Острова, который получил название «вытоптанный остров» символизирующий предыдущий мир. Его отождествляли главным образом с мемфисским богом изначальной насыпи Та-тененом т.е. земли поднявшейся из первобытных вод. Та-тенен предстаёт творцом в текстах Эдфу, как бог земли. Остров творения, однажды поднявшись, остановился прямо над загробным миром души, и душа бога земли, поднялась из загробного мира, чтобы построить первый храм. Эта божественная душа получила множество имён: «Душа»(ба),» Дух»(ка), «Летающая душа», «Повелитель ветра».  Фундаментальным актом сотворения храма была посадка тростника, который был подобием останков предшествующего мира. Боги Шемсу – Гор срезали верхушки тростника  и сажали их на  Острове творения, где тростник стал джет – колонной для Сокола. Тростниковую колонну называли «тростником, который поднял бога». Реймонд заключает: ”Тростник был единственным, что осталось от предшествующих владений бога и его спутников, с помощью которого мёртвый мир можно было привести в прежнее состояние”. Так что первый храм рассматривался как дитя земли. Душа бога земли предположительно явилась из загробного мира, чтобы найти новое воплощение в храме, поэтому храм называют «сыном земли» (считалось, что храм имел прямой выход с земли), а бога земли Та-тенена «предком» храма.  

     Посмотрим, какие представления были  у людей Древней Месопотамии. Мы приведём здесь уникальную надпись первого правителя первой династии Лагаша Ур – Нанше, посвященная строительству тростникового храма, и сочетающая в себе элементы царской строительной надписи, заклинания и храмового гимна. Перевод со старошумерского Ю.Б. Гавриловой.

О тростник священный!

Тростник – дерево вод глубоких!

Тростник! Ветви твои красно-коричневые!

Корни твои из глубин Энки проростают!

Ветви твои…

Борода твоя из лазурита!

Тростник! Лица чужой земли ты достигаешь!

Тростник! Энки-Нинки пусть приятное тебе сделают!

Энки пусть разрешения на работу объявит !

Нингирсу слава!

Шуль-Утуль,

Бог- покровитель царя,

Священную корзину поднял.

Ур-Нанше, царь Лагаша, сын Гуниду, внук Гурсара,

Святилище в Гирсу построил.

     Мы предполагаем, что аналогом таких сооружений являлись "гостевые дома"  (мадьяфы) у болотных арабов. Завесу тайны нам приоткрывает Уилфрид Тэсиджер известный английский путешественник XX века,    написавший книгу "Озерные арабы". Вот несколько цитат из неё.  "Дом  был построен на островке, который, как мне показалось, был естественного происхождения; возможно, здесь некогда располагалось древнее поселение. Но когда мы уезжали, я заметил, что островок состоит из чередующихся слоев земли и перегнившего тростника. Для того чтобы создать такую платформу, сначала обносят тростниковой оградой (высотой примерно в 6 метров) участок, достаточный для дома и двора; затем на этом участке трамбуют штабелями стебли тростника и камыша; когда штабеля поднимаются над уровнем воды,  надламывают тростник ограды и укладывают его поперек штабелей. Затем маданы (жители озерного края) укладывают поверх тростника камыш и приминают его как можно сильнее. Когда площадка, по их мнению, готова, они приступают к постройке дома, втыкая в площадку стебли тростника, из которых делаются арки, после чего стебли соединяют в связки. Если пол дома заливает — либо из-за того, что он оседает, либо при повышении уровня воды, — хозяин просто укладывает на пол несколько охапок свеженарезанного тростника. Полученный таким образом участок называется кибаша".  " Мадьяф, который мне потом удалось обмерить, имел 20 метров в длину, 6.6 метров в ширину и 6 метров в высоту, но казался гораздо просторнее, особенно когда входишь в него в первый раз. Одиннадцать больших подковообразных арок поддерживали крышу. Как и колонны у входа, арки были сделаны из плотно связанных стеблей гигантского тростника. Завершали конструкцию пучки камыша, сплетенные наподобие двухдюймового троса, которые были прикреплены один над другим к аркам с их наружной стороны по всей длине здания. Контраст между этими горизонтальными «ребрами» и очертаниями вертикальных арок создавал удивительный рисунок. Сама крыша была выложена внахлест, в четыре слоя, тростниковыми циновками, прикрепленными к продольным «ребрам». Такие же циновки покрывали пол. Стены помещения были бледно-золотистые, темно-каштановый от дыма потолок казался лакированным".

      И так можно с уверенностью сказать,  что жители Египта и южной Месопотамии, строили свои первые храмы по такой же технологии, как и озерные арабы из тростника. Тростник не был для них обычным стройматериалом, а это был священный материал, который для шумеров произрастал из глубин подземного мира (бог Энки – владел  водами океана и подземными), а для египтян как остаток от прежнего мира. Это были первые представления о Доме Божьем.

       Теперь посмотрим, что говорят археологи о первых культовых строениях.  Для этого мы перенесемся в эпоху раннего неолита  Ближнего Востока, в частности Северной Месопотамии и Палестины.

        Более четкое представление о поселениях людей в Сиро-Палестинском регионе дает натуфийская археологическая культура, сложившаяся в XIII тыс. до Р.Х. и развивавшаяся до X тыс. до Р.Х. и докерамический неолит А -  Prepottery Neolithic A (PPNA) с 10200 – 9600 гг. до Р.Х.  Самые ранние из таких поселений (деревень) были открыты в долине Иордана (Айн-Маллаха, Эйнан), в прибрежной Палестине (Эль Вад, Нахал Орен, Кармел), в Северном Негеве (Рош Зин, Рош Хореша), в Заиорданье (Бейда), в Северной Месопотамии и Северной Сирии (Мурейбит, Жерф эль Ахмар). Поселения делятся на пещерные и открытые. Открытые стоянки состояли из круглых и овальных полуземлянок с укрепленной каменными плитами подземной частью и столбовой конструкцией на поверхности земли.  Конструкция, оплетенная ветвями и обмазанная глиной, поддерживала камышовую кровлю. На позднем этапе строились и поздние наземные дома тех же форм и конструкций:  с каменными, обмазанными глиной стенами, камышовой, так же обмазанной глиной кровлей, крепящими ее столбами, а иногда и каменной вымосткой пола. Из построек такого типа наиболее сохранившимся образцом является строение в Жерф эль Ахмар.  Овальное (почти круглое) сооружение построено на месте более древнего строения. Здание было заглублено в землю на 2 метра. К стенам котлована примыкала выложенная из обработанных сигарообразных известняковых камней стена, укрепленная по всему радиусу пятнадцатью вертикально стоящими на не одинаковом расстоянии друг от друга деревянными столбами. Средний размер сигарообразных камней стены постоянно уменьшается с низу вверх. Все внутренние конструкции сооружения были выполнены из сигарообразных изделий только не камня, а кирпича, различных размеров и форм. В это время кирпич изготавливался в ручную, без всяких форм. Из глины руками придавалась форма и сохла на солнце. Поэтому на таких кирпичах оставались отпечатки пальцев. Скрепление крупных элементов постройки, как и обработанных камней в кладке стен, их последующее покрытие слоем штукатурки осуществлялось за счет лимана, смешанного с легкой шелухой злаков. При изготовлении пола на слой лимана со злаками насыпалась галька местного происхождения. Крыша состояла из многочисленных деревянных элементов, которые опирались на внешние и внутренние несущие стены строения. Внутренний диаметр у основания постройки составлял 7.4м, на уровни земли 6.8м. Зафиксировано, что внешняя стена продолжалась далее над почвой и ее окончательная высота составляла 2.6м.

           В это время появляются постройки специального, скорее всего культового назначения. Так в поселке Рош Зин (Северный Негев) одно крупное здание выделялось размерами и необычностью интерьера. Внутри него найдены монолитная известняковая колонна  и ритуальный тайник. В Гермез Дери внутри сооружения появляются колонны и несколько камней, что явилось наиболее очевидным проявлением наполнения дома ритуальным содержанием. В частности, в каждом углубленном в землю овального плана строении, перпендикулярно оси симметрии помещения в его центральной части находилась одна или две пары колонн с лепными вершинами. Их основами служили известняковые вертикально установленные столбы, углубленные в пол и покрытые глиняной штукатуркой. Иногда перед этими конструкциями вкапывали камни или располагали другие объекты.

         Так колонна рассматривается учеными, как древнейшее свидетельство культа камней, игравшего значительную роль в духовной жизни Ближнего Востока. Поэтому колонны, стелы, пилястры утверждается человечеством, как важнейшие в семантическом отношении элементы архитектурного оформления древних культовых сооружений, поэтому при рассмотрении любого культового здания, что российские ученые, что западные на первое место ставят архитектуру. На наш взгляд эта позиция не верна. Идеологию культового сооружения составляет само здание, то есть, из каких материалов оно построено (фундамент, стены, крыша), и эту точку зрения мы постараемся здесь доказать.

        В период докерамического неолита В – Prepottery Neolithic (PPNB) 9600 gj 8000 гг до Р.Х в строительстве происходят значительные изменения. Появляются массивные конструкции, которые требуют коллективных усилий для их возведения. Глиняные и тростниковые углубленные в землю хижины уступают место прочным конструкциям из камня. Вместо одной комнаты полуземлянки начинают сооружаться более сложные строения с тростниковыми или деревянными опорами, поддерживавшими крышу.

     Свидетельства монументального строительства представлены остатками Иерихона в Палестине, Рас-Шармы и Халулы в Северной Сирии, Невали Чори, Гебекли Тепе, Карахан Тепе, Магзалия в Северной Месопотамии, Халан Чеми, Чейеню Тепеси в юго-восточной Анатолии. Самыми крупными из них являются Гебекли Тепе, которое мы подробно рассмотрим в главе "Камень Северной Сирии и Северной Месопотамии", а так же поселение в Иерихоне о нем мы будем говорить в главе "Камень древней Палестины". Сейчас мы остановимся па поселении Невали Чори и Магзалии.

      Особенностью этого периода является появление каменных фундаментов, выполненные из известняка. Размеры фундамента жилых домов различны 12-14х5.5м, 26-19х6.5м., толщина 0.3-0.6м и высота 0.6м. Известняковые стены фундамента покрывались известняковым раствором или глиной. Стены домов были глинобитными. Так в Магзалии, в девятом горизонте, был обнаружен прямоугольный дом, стоявший на северном склоне, на краю поселения. Цоколь построен с учетом склона. Северная его стена выложена в три ряда камней, причем каждый следующий ярус положен несколько отступя. Все пространство между стенами забутовано мелким камнем вровень с поверхность цоколя. В Невали Чори открыты остатки трех последовательно функционировавших, специфически оформленных монументальных сооружений. Автор раскопок отмечает, что его вид резко контрастировал с видом свободно расположенных стоящих рядами прямоугольных построек поселения, откуда оно выглядела, весьма величественно.  От строения I уцелела только часть стены. Однако обломки каменных стел и скульптур из этого здания были использованы при возведении на этом же месте более поздних сооружений. Строение II, занимающее площадь 188м2, углами ориентировано по сторонам света. Внутри помещения, с трех сторон примыкая к стенам, находилась скамья шириной 1м. Она состояла из бута и глины и была покрыта большими каменными плитами. В эту скамью на расстоянии 2.3–2.4м первоначально были включены основания 13 монолитных вертикально установленных плит. Стелы в поперечном срезе прямоугольные 0.5х0.4м. В основном от них сохранились нижние части. Однако был найден фрагмент верхней половины одной из этих плит, который выглядит Т-образно. Ширина входа в сооружение равна 1.15м. Две ступени вели вглубь помещения. Пол помещения, достигал 15см толщины, был сделан с особой тщательностью из точно подогнанных друг к другу известняковых белых плиток. Стены и скамейки внутри помещения покрыты белой штукатуркой. В юго восточной стене здания находилась специальная ниша шириной 1.85м и глубиной 2.5м. Пол вдавался в нишу только на 0.6м. Считают, что там находился постамент, основа которого состояла из обнаруженных здесь частей скульптурных Т-образных стел. При обновлении здания прямоугольный подиум был установлен на каменной скамье в восточном углу с использованием двух столбов Т Г-образной формы. Внутри подиума найдена спрятанная скульптура птицы. Строение III мы здесь описывать не будем, так как оно схоже со Строением II.

        Телль Джебел Магзалия (в переводе с арабского – холмы стрекоз) находится в 7.5 км к северо-востоку от Ярымтепе на северной окрайне деревни Абра Наджар. Площадь сохранившего поселения занимает около 4500 кв.м. Мощность культурного слоя в центре поселения составляет 8.2м. Большая мощность культурной толщи объясняется размерами каменных сооружений. Вся культурная толща была условно разделена на 15 строительных горизонтов. Нас будут интересовать третий период, объединяющий с 13-го по 16-й строительный горизонт. В это время поселение состояло из больших прямоугольных домов и было обнесено стеной.  Можно предположить, что дома стояли вдоль реки в два ряда. В западном ряду стояли Строения IIV. Начиная с тринадцатого горизонта, все  дома ориентированы по сторонам света.

        Строение I (13-й горизонт) строился постепенно. Это глинобитная постройка без фундамента. Стены сделаны из красной глины без швов. Дом имеет площадь около 10 кв. м. Пол покрыт гипсом. Позже к Строению пристроены три помещения. Одно помещение почти квадратное, площадью более 25 кв. м. Два обмазанных гипсом контрфорса у южной стены делят его на три равные части. Площадь Строения I со всеми пристройками составляет около 100 кв. м.

         Строение II (горизонт 14а) занимал площадь около 60 кв. м. Основу наружных стен составляет кладка из крупных каменных плит, внутренняя стена выложена из мелкого камня. Строение II (горизонт 14в) после перестроек достиг площади почти 100 кв. м. Центральная комната площадью 20 кв. м была вытянутым прямоугольным помещением (2х10 м). Пол был покрыт гипсом в несколько слоев. В южном торце был дверной проем. В основании проема – красноглиняный порог высотой 20 см. обмазанный также гипсом.

         Строение III (15-й горизонт) претерпел одну большую перестройку. Цоколь каменно кладки сооружения выполнен в обычной технике. Камни лежат в два яруса. Поверхности стен выложены крупными плитами, внутреннее пространство забито мелким камнем. На цоколе во многих местах видны остатки глинобитных стен. Весь дом занимал площадь около 50 кв. м. Полезная площадь большого помещения было 12 кв. м. двух других 8 и 5 кв.м. На вымощенной мелким камнем площадке у западной стены строения найдены ямы. Одна яма диаметром 1м и глубиной 0.4м была заполнена камнями с золой и слабо обожжена. Назначение таких ям двоякое. Одни ученые (Бадер Н.О. и другие) считают ее очажной. Но мы склоняемся к другой версии. Так английский археолог Леонард Вулли, раскапывая храм слоя XVI (3300 - 3200 г.г. до Р.Х.) в Атчене наткнулся на любопытный объект. У северо-западной части двора обнаружили яму, как считает он, для жертвоприношений. Перед тем как замостить двор, строители выкопали квадратную яму, выложенную кирпичем. Как только яма была вырыта, ее заполняли огромными валунами с более мелкими камнями между ними. В Атчене нет камней, их должны были доставлять с холмов, расположенных за несколько километров. Трудоемкое и дорогостоящее дело, учитывая, что самые крупные камни весели свыше трех тонн!!! Это уже не детские забавы засыпать камушки в ямку, а какие-то важные соображения религиозного порядка. В восточной стене на уровне пола была ниша около 0.5м ширины и глубиной 0.3м, а у притивоположной стороны скамья, с небольшими нишами – хранилищами между ножками.

       Рассмотрев два поселения можно сделать заключение о том, что по многим признакам строения Невали Чори, Мазгалии, а также Чейеню Тепеси, Гебекли Тепе, которые мы будем рассматривать в следующих главах, сопоставимы с постройками специального назначения на Ближнем Востоке. В частности их общими характеристиками являются:

- расположение в особом районе поселения

- преемственность в выборе места для строительства

- специальная подготовка этого места

- включение архитектурных и скульптурных элементов

- наличие массивной скамьи, примыкающей к стене или стенам помещения.

Поэтому у нас есть полное основание определить их как культовые здания. Вот так в археологических раскопках выглядели первые сакральные места и культовые сооружения. Можно ли их назвать храмами – Домами Божьими? Вопрос спорный. Одним из аргументов против определения таких сооружений как храмовых служит предположение об уровне развития общества. Храмы появляются, когда формируются религиозные институты, возникает группа специалистов жрецов, что возможно в обществе значительной сложности. Кроме того, храмы – жилища божеств, и эти божества присутствовали в храмах виде статуй. Таких изображений в докерамический неолит еще не делали. Но как бы там не было мы остаемся приверженцами считать эти строения – Храмами. Но нас будет интересовать один вопрос, какое отношение имел камень при   строительстве культовых сооружений. Почему одна часть человечества строила свои храмы из Камня, а другая из Кирпича. Поэтому к общим характеристикам, которые мы перечислили выше, добавляем еще одну: применение камня. В частности в Северной Сирии и в Северной Месопотамии фундаменты жилых домов делали из необработанного камня до уровня земли, а выше уровня земли строили фундаменты храмов и царских дворцов. Подводя небольшой итог можно сказать, что в докерамическом неолите стали появляться первые культовые строения: фундаменты, скамьи и некоторые архитектурные элементы которые возводились  из камня.

      Конец второго этапа докерамического неолита, а вместе с тем и всего рассматриваемого феномена последовал за сильным упадком поселений во второй половине VII тысячелетия до Р.Х. Крупные поселения прекратили свое существование внезапно. Фундаментальные каменные сооружения сменяются примитивными жилищами – своего рода жилыми ямами с легкой наземной конструкцией из глины. Сооружения интерьера ограничиваются открытыми очагами. Основным нововведением периода является распространение керамики в результате выработки технологии лепки и обжига глиняной посуды. Поэтому новый период именуется "керамическим неолитом". Характер и причины этого явления ученым до сих пор неясны. Одни склоняются к естественным причинам (природные сдвиги, иссушение климата), другие – к антропогенным (экстенсивная эксплуатация земельных участков, обезлесение), третье  - полагают кризисные явления внутри человеческих коллективов, создавших культуру докерамического неолита Сиро – Палестинского региона, обусловленный резким ростом народонаселения (демографический взрыв). Некоторые ученые на наш взгляд вплотную приблизились к ответу на этот вопрос. В частности Корниенко Татьяна Владимировна считает: "Такие свойства глины, как доступность ее источников, относительная легкость в обработке, наконец,  удивительная пластичность способствовали тому, что со времен (керамического неолита) керамические изделия становятся основной категорией предметов, наполненных символическим содержанием (мы бы сказали религиозным). После того как была изобретена и стало широко применяться обожженная глина (вопрос очень спорный, мы думаем просто глина), расписные керамические изделия вытесняют настенную жипопись и рельефы из широкого употребления. Соответственно, символическое выделение особых построек на поселениях становится менее очевидным".

          На наш взгляд причины рассматриваемого феномена (глины)  нужно искать в Библии и в Коране, а не в ее свойстве или в  месторождении это очень банально.     

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1,26-27)."И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душей живой " (Быт.2,7).

      Так что же это был за образ и подобие Божье. Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях» говорит: ”Господь Бог сотворил человека, взяв для этого прах от земли и соединив с ним дух и души (вдунул дыхание жизни). Этот человек получил название Адама, что значит на еврейском языке «красный», так как человек был сотворен из красной глины». Так же в книге  Исаии мы находим такие слова: ”Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей” (Исаия.64,8). У народов Древней Месопотамии были такие же представления по созданию   бога -  человека. Вот некоторые примеры.

     В мифе о «Гильгамеше» есть такие строки:

Услыхала Арyру слово горя-кручины

И слепила из глины

Гильгамеша второго, столь же грозного с виду -

Исполина Энкиду.

А в легенде «Сказание о Катару» мы читаем: ” Для этого он взял глину, вы­лепил из нее статую, обжег эту статую на жаровне и затем оживил ее". В Древнем Египте был бог – гончар Хнум. Он был богом творцом в Элефантине, на острове первого порога Нила. В легенде о Хнуме он заявляет: “Я самосотворённый бог Нун, Великий, кто восуществовал в начале, и я Хапи (бог Нила), кто разливается по моему желанию”.          Вследствие его связи с водой и землей (глиной), Хнум стал известен, как бог - гончар и бог – ремесленник. Его называют богом, который вылепил живых существ на своем гончарном круге и сформировал мир из глины. К сожалению, мы не обладаем подробным рассказом о сотворении мира Хнумом. Однако есть сводные перечни и титулы бога: ваятель людей, создатель богов, отец, который был в начале начал, творец всего, что есть, отец отцов и мать матерей.

       Теперь процитируем  Коран в переводе Расулулла Мухаммада, что он нам расскажет о глине:

" Мы сотворили человека

Из глины сложного состава,

Как основателя людского рода,

 Потом Мы поместили его каплей

В надежно защищенном месте"

Сура 23-12,13

"Я к вам пришел от Господа с Его знаменьем, –

Я сотворю для вас из глины образ птицы,

Вдохну в нее, и волею Господней оживет она;"

Сура 3-49

"Он – тот, кто вас из глины создал"

Сура 6-2

"Мы сотворили человека из гончарной глины,

(Сухой) и звонкой, (как фаянс),

Которой Мы придали форму."

Сура 15-26

"Кто совершенный вид придал всему, что создал,

Из глины начал сотворенье человека,

 Потом продлил его потомство

Из капли жидкости презренной,

 Потом Он выровнял его и соразмерил,

От Духа Своего вдохнул,

Дал зрение, и слух, и сердце,

И все ж, как мало благодарны вы!"

Сура 32 -7,8,9.

И вспомните,

Как Бог ваш ангелам сказал:

«Я человека сотворю из глины.

Когда Я вид ему придам,

Вдохну в него от Духа Моего,

Падите ниц пред ним в поклоне».

Сура 38 -71,72

         Как мы видим, что образ и подобие Бога у населения Ближнего Востока был и есть глиняный, поэтому, как мы дальше будем рассматривать, материалом для  строительства своих религиозных строений  у них была священная Глина. Когда научились ее обжигать и предавать форму появился священный Кирпич. В разделе «Мифы и легенды вы можете прочитать и другие легенды о создании глиноподобного бога - человека, «Миф об Атрахасисе» и «Нисхождене Инанны в нижний мир» и другие.  В Коране слово глина повторяется от 19 до 37 раз, в зависимости от перевода. Подробнее о религиозных строениях в керамическом неолите мы будем рассказывать в главе "Храмовый Кирпич Древней Месопотамии".             

                 И  так главенствующее положение на долгие годы заняла глина. Камню пришлось отступить в малонаселенные районы, обрамленные степными и пустынными пространствами. Это относится к самой Палестине - Аравийская пустыня, Иудейская пустыня, Негев – Синай. Здесь обнаружены стены сложенных из камней, общий метраж которых достигает несколько тысяч километров.  Помимо стен и следов самих поселков в пустыне найдены остатки оригинальных святилищ. " В святилище Bigat Uvda, - пишет израильский археолог Амихай Мазар, - определены двор и святая святых с рядом вертикальных камней. Из камней рядом сложено изображение животного, возможно, пантеры. Индентичность материалов, полученных при раскопках, позволила отнести их к неолиту, начиная с наиболее ранних его фаз VII VI тыс. до Р.Х. Итак, в степных и пустынных регионах складывалась своя экономическая система, в значительной мере альтернативная глиняной, своя духовная культура, отраженная оригинальными культовыми сооружениями.

          Все больше мы узнаем о каменной культуре уже в период энеолита или халколита. Длительность его развития близка к тысячелетию – с 4300 до 3300 г. до Р.Х. В это время в Палестине возникает Гхассульская культура. О ней мы будем говорить в главе "Камень древней Палестины". А здесь мы остановимся о каменном феномене этого времени – Мальте. Мальтийский архипелаг состоит из двух относительно больших островов – Мальта и Гозо – и трех крошечных островов – Камино, Каминотто и Филфла. Здесь выделено шесть фаз развитие древней мальтийской культуры, охватившей период от конца VI до середины III тысячелетия до Р.Х. и включавшей в себя неолитические пещеры, искусственно вырубленные в скалах гробницы и храмы. В настоящее время имеется описание 43 храмов или святилищ, 9 из которых расположены на Гозо и 34 на Мальте. Все они построены из коралла или конкреций известняка, включая блоки кладки и ортостаты (вертикально поставленные каменные плиты).

         Периодизацию доисторической Мальты  впервые предложил британский археолог Джон Дэвис Эванс.

- Дохрамовый неолит 5000 – 4100 г. до Р.Х. куда входит стадия Гхар-Далам (Пещера Тьмы), которая была открыта на юго-восточной оконечности Мальты. Глубина пещеры 144 метра. Стадия "серая Скорба" и стадия "красная Скорба".

- Эпоха мегалитических храмов 4100 – 2500 г. до Р.Х. делится на стадию Зеббудж (4100 – 3700 г. До Р.Х.), стадию Мджарр (3800 – 3600 г. До Р.Х.), стадию Джгантия (3600 – 3200 г. до Р.Х.), стадию Сафлиени (3300 – 3000 г. до Р.Х.) и стадию Таршиен (3150 -2500 г. до Р.Х.).

- Бронзовый век/Железный век 2500 – 700 г. до Р.Х. также делится на стадию Таршиенского некрополя (2500 – 1500 г. до Р.Х.), на стадию Бордж ин – Надур (1500 – 725 г. до Р.Х.) и стадию Бахрия (900 – 700 г. до Р.Х.).

      Рассмотрим стадию Джгантия, так как здесь начинается строительство первых храмов. Эта стадия названа в честь большого храма обнаруженного на острове Гозо, в городе Шаара. Этот храм называется Джгантия (Башня Гигантов) из-за огромных глыб известняка, которые использовались  для возведения стен храма. Он состоит из двух храмов, направленных лицом к юго – востоку. Храмы расположены вплотную друг другу и окружены стеной, состоящая из вертикально стоящих камней, при чем некоторые из них достигают 5.5 метром в длину и весят до 50 тонн. Южный храм более древний и более крупный, постройка датируется 3600 г. до Р.Х. Он имеет пять аспид (полукруглых частей), связанных осевым коридором протяженностью 23 метра. Он построен с использованием циклопического стиля каменной кладки, то есть огромные камни удерживаются на месте за счет собственного веса. Высота храма достигает 6 метров. На входе установлен крупный каменный блок с углублением.

         С храмом Джгантия сопоставим мегалитический храмовый комплекс Мнайдра, обнаруженный на южном побережье острова Мальта. Комплекс сооружен примерно в 4 тысячелетии до Р.Х. Мнайдра  состоит из трёх стоящих вплотную друг другу сооружений, выполненных из блоков кораллового известняка, но не соединенных переходами. Мнайдра выложена методом ступенчатой кладки из небольших камней, а также содержит балочно – стоечные конструкции из крупных плит известняка. Верхний храм – древнейшее сооружение комплекса датируется периодом постройки 3600 – 3200 г. до Р.Х. Он представляет трех аспидное здание, дверной проход которого выглядит в виде отверстия, вырубленного в крупной известняковой плите, установленной вертикально. Камни служащие в качестве опорных столбов, были украшены отверстиями, просверленными в виде горизонтальных рядов на внутренней поверхности. Нижний храм является наиболее впечетляющим из всех мальтийских храмов. Перед ним был расположен просторный двор с каменными скамьями, входной коридор, образованный горизонтальными плитами. Храм украшен спиралевидными вырезанными узорами и зубцами, в плитах вырезаны окна.

         В 800 метрах восточнее Майндры расположен другой памятник периода Джгантия – Хаджар-Ким дословно "стоячие камни для поклонения". Является наиболее крупным из мегалитических храмов Мальты, что обусловлено его неоднократным за время своего существования расширением. Строители Хаджар – Кима использовали глобегериновый известняк. Храм имеет отлично сохранившуюся обводную стену, самая большая из плит имеет длину 6.4 м и вес около 20 тонн. Фасад с центральным входом в храм выполнен из тщательно подогнанных обработанных плит, установленных вертикально, и сверху надстроен двумя рядами горизонтально уложенных блоков. Проход ведет в середину здания. Внутри сооружения расположено шесть помещений, содержащих культовые места, ниши и скамьи.

           Еще один важный памятник древней Мальты – Таршиен, обнаруженный в 1914 г. Местным крестьянином, натолкнувшимся плугом на большие каменные блоки. Он связался с мальтийским археологом с Темистоклесом Заммитом, который начал раскопки и обнаружил центральную часть храмового комплекса. Таршиен состоит из трех отдельных, но соединенных друг с другом храмовых сооружений. Первый храм датируется примерно 3100 г. до Р.Х. Он украшен самыми изысканными каменными рельефами. Многие из камней с резными узорами были перемещены в помещения археологического музея. Средний и восточный храм датируется примерно 3000 г до Р.Х.. Особый интерес представляют каменные рельефы Таршиена,  изображающих домашних животных, а также алтари и ширмы, украшенные спиральными фигурами и другими узорами. В передней части алтаря третьего храма  обнаружено отверстие, плотно забитое камнем. После его расчистки археологи нашли большое количество костей и рогов животных, а также кремневый нож для жертвоприношений.

 

(812) 943-91-42 (921) 309-42-91
x
МОЩЕНИЕ ДОРОЖЕК ПРИРОДНЫМ КАМНЕМ 350 РУБ/М2...