На крайнем севере, где живут саамы, нет другого народа, историю и этнографию которого изучают уже более четырехсот лет. Десятки ученых, посвятили свою жизнь разгадыванию многих загадок, связанных с происхождением и духовной культурой этих северных аборигенов, однако и до сих пор исследователям далеко не все ясно. Самобытная материальная и духовная культура саамов представляет большой по­знавательный и научный интерес. В основе их дохристианских верований лежали тотемисти­ческие представления, культ гор, камней, де­ревьев, животных и обожествление различ­ных явлений природы. Особенно распрост­ранено было поклонение священным кам­ням  - сейдам. Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») по-саамски - «священный камень». В словаре Е. Линдаля сейды определяются как камен­ные или деревянные изображения, которые употреблялись лопарями в их религиозном Культе. Почти сходное толкование дает А. Кастрен: «Сейды означают идолов, которыми ло­пари пользовались при колдовании». Г. Дюбен усматривает в сейдах главным образом домашних богов, покровительствующих либо лопарской семье, либо отдельной личности.

сейд            Наиболее верное, на наш взгляд, опре­деление дает немецкий путешественник И. Шеффер, посетивший Лапландию в XVII веке. «Слово сейд, — пишет он, обозначает всякого рода божественность». В правоте Шеффера убеждает следующее:  шведский путешественник Торнеус упоми­нает, что саамы имеют каменные изображе­ния бога Сторъюнкаре и в некоторых мест­ностях Лапландии называют их сейдами. Кроме того, сам Шеффер сообщает, что «изображение бога грома Тиермеса саамы делают из дерева и такое изображение так­же называют сейдом. Видимо, под сейдами древние саамы понимали всякий предмет, который, по их мнению, обладал чудодейст­венной, волшебной силой». Некоторые исследователи (Моне, Дюбен, Н.Харузин) объясняют происхождение сейдов поклонением предкам. Н. Харузин зафиксировал одно предание о происхождедении сейда от предка. В камень превратил­ся большой колдун «нойд». Он предупредил сыновей и внуков, что уходит на гору  где и окаменел. Камень на этой горе имеет вид сидящего человека.

             Предполагается, что саамы некогда отмечали места погребения умерших кам­нем. «Раз в эти камни вселяется дух предка,— писал H. Харузин,— раз этот камень есть даже просто окаменелый предок, и сеиду дается название, тождественное с названием душ усопших («сайво») или домашнего духа («Сторъюнкаре»), то чем другим можно объяснить поклонение кам­ню, как не тем, что культ предка был пере­несен на стоящий одиноко камень, около которого в честь умершего совершались жертвоприношения». Как известно, регион распространения сейдов стал местом поисков следов гипотетической древнейшей цивилизации Гипербореи. Отсюда возникло самое экзотическое предположение, что жители «прародины всех цивилизаций» как раз и являлись строителями рукотворных сейдов. Острова Русский и Немецкий Кузова расположены между устьем р. Кеми и Соловецкими островами. На Русском Кузове найдено 360 сейдов на площади 7,3 га, на Немецком – 339, на площади 8,2 га.
           Комплексы на горах Кивакка и Воттоваара открыты только в 1993 г. и пока детально не обследованы.сейд
Культовый комплекс Кивакка находится на отметке 400 м и насчитывает несколько сотен каменных сейдов. На Воттовааре (417 м) - около 500 каменных сейдов, разбросанных на территории в 6 кв.км. Они располагаются как поодиночке, так и группами от 2-3 до 40-50 штук. Комплексы сейдов в Карелии являются самыми крупными на Севере Европы.

             Сеиды на Большом Немецком Кузове — это огромные угловатые валуны, поставленные на «ножки» — мелкие камни. На верхней плоскости сеида, как правило, установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях - разноцветные мелкие камешки.  Другие сейды, меньшего размера, име­ют разные формы. Среди них выделяются сейды в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человече­ского туловища, на которых лежат камни, имеющие форму головы человека, птицы или собаки. Поставленные спереди цилиндрической формы камни напоминают вытянутые руки.

Третья, наиболее многочисленная группа,— среднего размера и разной формы валуны, на возвышенную часть которых установлены один или несколько камней раз­мером с булыжник. С этими сеидами связана интересная поморская легенда об «окаменевших немцах». Предание повествует о том, что когда-то очень давно, «немецкие люди» (так поморы называли шведов) хотели напасть на Соловецкий монастырь. В море их застигла буря. «Немцы» укрылись на северных Кузовах. С вершины горы острова они видели белокаменные стены Соловец­кого монастыря. Но частые бури на море не позволяли плыть дальше. Однажды, когда «немецкие люди» сидели за трапезой вокруг костра, бог покарал ворогов, превратив их в камни. С той поры и называется тот остров Большим Немецким Кузовом. Основой легенды послужило историческое событие начала XVII века, связанное с попыткой шведского отряда совершить нападение на Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и саамское поверье о превращении человека в камень.

 сейд         Некоторые авторы (в частности, Н. Н. Харузин), исходя из собранных ими сведений, склонялись к мысли, что почитание камней саамов связано с культом предков. Сами саамы считали (а многие и сейчас считают) священные камни окаменевшими нойдами (шаманами) или людьми, окаменевшими по воле нойдов. В книге немецкого ученого А. Эрмана приводится предание о происхождении одного из сейдов на Утеске: “Жил там некогда знаменитый колдун. Случилось так, что у него совсем не было пищи и ему грозил голод. Так как колдун обладал волшебной силой, то призвал к себе целое стадо оленей. Своему работнику он приказал не произносить ни звука, пока он будет занят колдовством. Однако работник его тоже был очень голоден, и, когда он увидел большое стадо оленей, у него вырвался крик радости. Как только он закричал - нойда тотчас же превратился в камень”. Саамы считали, что и после превращения в камень нойды могли оказывать влияние на судьбы простых людей, поэтому их следовало почитать, не сердить, ничем не обижать. На западном берегу Умбозера почитался камень, называемый Лейб-кедьк, то есть Хлебный камень. Встречались камни с названием Акка (Старуха), Мяндаш-кедьк (Дикий олень) и другие. Считалось, что Старуха, которая находилась на одном из островов Ловозера, ведала погодой, поэтому охотники, отправляясь на промысел, подносили ей дары в виде кусочков пищи, рыбы или каких-либо ценных предметов.
            В основном сейды представляли собой утесы или крупные валуны, очертаниями напоминающие фигуру человека.
Однако, помимо созданных природой священных камней, встречались и сейды, сделанные человеком, - это плоские камни, сложенные один на один и круглый камень наверху - "голова". Один из таких сейдов был вблизи бывшего Верхнекаменского погоста. Этот сейд олицетворял верховное божество восточных саамов - Каврая, который, как они верили, мог выполнить просьбы о даровании здоровья, избавлении от болезней и т. п.
Формы почитания священных камней также были различны. Чаще всего возле сейдов убивали жертвенных оленей и оставляли им в дар головы с рогами, иногда и шкуры. Кроме того, мазали "рты" сейдов кровью. Предполагалось, что "кормление" и одаривание  сейда принесет его расположение, а значит - хорошую погоду, благополучие в оленеводстве, удачу в охоте, рыболовстве. Путешественники и исследователи прошлых столетий наблюдали возле сейдов огромные кучи оленьих рогов, со временем зараставших мхом. Оленьи рога ссейд частью черепа перед сейдом всегда клали концами вверх.
Рыбаки мазали священные камни рыбьим жиром и оставляли возле него добытую рыбу.

          "Весной, когда начинали ловить семгу, - пишет автор книги о саамах В. К. Алымов, - на берегу реки Йоканьги в старину собиралось все население лопарского погоста. Молились у камня и просили, чтобы уловы были хорошие. Старый рыбак после моления брал из реки чашкой воду и пил, после него пило воду все общество. Из первого улова брали две рыбины, одну съедали все по кусочку, а другую клали перед камнем - это была жертва сейду..." И. Шеффер упоминает, что сейдам, которые находились в труднодоступных местах, жертву приносили таким образом: брали небольшой камень, окунали его в оленью кровь, а затем бросали в сторону сейда.
           Аналогичные проявления культа камней исследователи отмечали у скандинавских саамов.

 

 

(812) 943-91-42 (921) 309-42-91
x
Садовая мебель из лиственницы и ироко: скамейки, кресла, столы, тубареты, качели и др....