М Е Г А Л И Т Ы.

       "Камни начинают приоткры­вать некоторые из своих секретов, но пока мы всего лишь несмышленые ма­лыши в мегалитическом детском саду. Нам еще многому предстоит научиться".

                                                                                                                                                                                                       Английский археолог Пол Девере

 

       Мегалиты (от греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило - они относятся к  дописьменной эпохе данной местности.мегалиты

 

Типы мегалитических сооружений.

Менгир - одиночный вертикально стоящий камень

Дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

Кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг

Таула - каменное сооружение в форме буквы «Т»

Трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня

Сейд - это гранитный валун или каменная глыба, различной формы и размеров, установленная в особых местах с соблюдением специальных технологий и имеющая некие паранормальные свойства.

каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями

 

        Такие археологические памятники распространены очень широко, буквально повсеместно: от Британских островов и наших Соловков – до Африки и Австралии, от французской Бретани – до Кореи. Время их возникновения современная наука относит, в большинстве случаев, к IV–VI тысячелетиям до н.э. Это так называемая эпоха неолита, конец каменного – начало бронзового века. Назначение сооружений – исполнение религиозных ритуалов или создание астрономической обсерватории или календаря в камне. Или все это вместе. Возводили их преимущественно первобытнообщинные племена, занятые охотой, рыболовством и примитивным сельским хозяйством – для отправления культа умерших, жертвоприношений и корректировки календаря. Такова сегодня точка зрения официальной науки.

мегалитНе секрет, что официальная позиция науки вызывает много вопросов. Первый же вопрос встает при попытках воссоздания технологии строительства. Часто она оказывается столь трудоемкой, что озадачивает современного человека. Ведь во многих случаях вес отдельных элементов сооружения составлял 5–100 тонн и выше, а место, откуда добывалась порода, располагалось на расстоянии десятков или даже сотен километров – и это притом, что пригодный материал можно было добыть гораздо ближе. Транспортировка каменных блоков по пересеченной местности, без дорог и машин – весьма трудновыполнимая задача. А если это к тому же горы, как в случае с кавказскими дольменами? Отдельный вопрос – высокоточная и изощренная обработка поверхностей монолита и последующая установка блоков. Как можно было достичь этого, да еще в условиях «жестокой борьбы за выживание»? Также не вяжется с образом «человека с каменным топором» ни привязка тех или иных мегалитов к астрономическим событиям, ни идея каменного календаря. Ведь и то, и другое подразумевает тщательное наблюдение за природой, сопоставление и обобщение данных, которые можно было накопить иногда только за сотни лет... В отношении первобытных календарей часто употребляется определение «магический». С магией связывают и предполагаемые ритуалы. Но что сейчас означает это слово? Обряды, суеверия? Даже само название «мегалитическая культура», которое мы часто используем, отражает скорее нашу растерянность, чем понимание: ведь дословно это просто «культура больших камней». Вопросы, вопросы, вопросы...

        Что же мы на самом деле знаем про ту далекую от нас во всех отношениях эпоху? Где искать ключи к ней? Может быть, общие черты в работе с камнем говорят о существовании какой-то объединяющей буквально весь земной шар пракультуры или доисторической цивилизации? Не о том ли свидетельствует и сходство некоторых мифологических сюжетов Полинезии, Кавказа, Британии – столь удаленных друг от друга мест? В них звучит мотив связи человека с таинственным и более древним волшебным народом могущественныхмегалит карликов, которым по силам любая работа, – как тут не вспомнить про сказочных гномов. Есть у разных народов много похожих легенд, описывающих строительство с помощью крика, песни, свиста. Некоторые другие мифы (какими окутано, например, создание великого Стоунхенджа) говорят о работе древних великанов. Одну  из  таких  гипотез выдвинул увлекавшийся мистикой  антиквар Дж. Фостер Форбс,  автор  не­скольких  книг по истории  Британии, среди  которых  и  книга  «Не­описанное прошлое» (1938), где, в частности, говорится: «Эти камни воздвигались с восьмого тысячелетия до нашей эры и устанавливали их люди с Запада, а именно – жрецы, пережившие катастрофу Атлантиды.  Они возводили свои грандиоз­ные сооружения, дабы  установить и  поддерживать  порядок  в  об­ществе.  Мегалиты  служили  одновременно  лунными обсервато­риями и  храмами, в  которых велись  священные календари; вдо­бавок они обеспечивали плодородие земли и процветание общества, управляя  магнетическими  витальными  потоками  в  зем­ной коре». Те «новые легенды», которые создавали в своих произведениях писатели-романтики — про друидов и певцов-бардов, черпавших свое вдохновение в тени менгиров, ничего не имеют общего с теми преданиями, которые из уст в уста передавали  крестьяне. Крестьяне просто верили в то, что камни эти волшебные.   Да и как иначе, ведь сначала они служили язычникам, а когда  пришло христианство, старые камни не исчезли вместе со старой религией. Первые священники были мудрыми людьми и понимали, что раз местные жители привыкли поклоняться камням на протяжении не одной тысячи лет, глупо, а то и опасно пытаться в одночасье убедить их в том, что это — грех. И вместо того, чтобы бороться с языческими камнями, священники решили их «приручить», как когда-то уже не раз делали жрецы других религий. Стали же священными источники, почитавшиеся волшебными еще в древности. Чаще всего достаточно было высечь на вершине менгира крест. Иногда даже и этого не делали: просто какая-нибудь старинная церемония с шествием к камню превращалась в крестный ход. И волки сыты, и овцы целы. А что народ рассказывает о странных камнях сказки и легенды — так это естественно.

          Кто, узнав про таинственный Стоунхендж, не загорался желанием поехать туда и «пощупать своими руками» – как будто притягивает какой-то невидимый магнит! Но, между прочим, многие памятники мегалитической культуры находятся буквально у нас под боком. Это и кавказские дольмены, и комплекс каменных плит на Куликовом поле. Найдены «чашечные» камни в Тверской, Ярославской, Калужской областях. И пусть все это пока очень мало изучено и не столь широко известно – становится ли оно от этого менее загадочным? Словно специально для любителей древностей, в горных отрогах по причерноморскому побережью Кавказа разбросаны многочисленные (около трех тысяч!) дольмены – в районе Туапсе, Сочи, Геленджика. До недавнего времени нельзя было с уверенностью сказать, что на территории Центральной России существуют менгиры или стоящие камни. Но открытия последних лет, в частности – стоячий камень у деревни Белоозеро, неподалеку от шоссе Кимовск-Епифань, дают возможность говорить о существовании и таких памятников. Белозерский менгир вряд ли мегалитможно назвать «астрономическим инструментом» – пока не удается установить его ориентацию с необходимой точностью, хотя возможно, что когда-то он указывал направление на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Но другой подобный памятник – Монастырщинская стоячая плита – может быть назван таковым с полным на то основанием. Он находится в овраге Рыбий, неподалеку от села Монастырщина близ впадения Непрядвы в Дон. Плита имеет треугольную форму. Северная грань плиты достаточно плоская и ровная, она сориентирована по оси восток-запад, то есть указывает на восход Солнца в дни равноденствий.

Как бы там не было какие гипотезы, легенды и мифы не создавались про мегалиты ясно одно, что строители мегалитов возво­дили  свои  монументы  на  местах, обладающих  опре­деленными физическими свойствами, отсюда вытекает, что они умели  находить потоки природной энергии и использовать их на благо своего сообщества. Отсюда следует, что древние обитатели Земли были от­нюдь  не варварами, как  считалось ранее,  но вполне  цивилизован­ным — в  современном  смысле  этого  слова    обществом.

 

(812) 943-91-42 (921) 309-42-91
x
Садовая мебель из лиственницы и ироко: скамейки, кресла, столы, тубареты, качели и др....